Регион: Вся Россия

Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Зимнее содержание федеральных автомобильных дорог

К зимнему относится период года с момента перехода средней суточной температуры воздуха ниже О °С к отрицательной осенью и до момента ее обратного перехода, через О °С от отрицательной к положительной.

Зимнее содержание дорог представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя:

• защиту дорог от снежных заносов;

• очистку дорог от снега;

• борьбу с зимней скользкостью;

• защиту дорог от лавин;

• борьбу с наледями.

Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 сут в южных районах до 260 сут в северных районах России.

Самой характерной особенностью зимнего периода является образование на дорожной поверхности отложений снега и льда, в результате чего происходит резкое изменение условий взаимодействия автомобиля с дорогой.

 

Дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются (рис. 1):

• ширина чистой от снега и льда поверхности дороги;

• толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин;

• толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;

• сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололеда и зимней скользкости.

 Система мероприятий по зимнему содержанию дорог

Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, с другой — максимально облегчить, ускорить и удешевить зимнее содержание. Чтобы обеспечить выполнение этой задачи, при зимнем содержании проводятся мероприятия:

• профилактические, цель которых не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мероприятий относят уменьшение снегозависимости дорог, профилактическую обработку покрытий химическими противогололедными реагентами и др.;

• защитные, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и льда, поступающего с прилегающей местности; к ним относят применение защиты от метелевого переноса, снежных лавин, наледного льда. Главным критерием качества снегозащиты следует считать полное исключение отложений метелевого снега на дорогах с тем, чтобы для патрульной снегоочистки оставалось только удаление снега, выпадающего во время снегопадов;

• по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений (например, очистка дорог от снега и льда), а также по уменьшению их воздействия на движение автомобилей (обработка обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).

Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию дорог

По уровню зимнего содержания все дороги подразделяют на группы:

А — дороги с чистой на всю ширину поверхностью;

Б — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;

В — дороги с чистой серединой проезжей части;

Г — дороги с уплотненным снегом на проезжей части.

Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания каждой дороги должны устанавливаться на основе технико-экономических расчетов с учетом оснащенности дорожно-эксплуатационной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания дорог. Допустимые значения показателей состояния дорог приведены в табл. 1.

Таблица 1

Предельно допустимые нормы показателей состояния дороги в зимний период

Значение автомобильных дорог общего пользования
Показатели
 
 
Интенсивность движения,
авт./сут
Минимальная
ширина
очищенной
поверхности
проезжей
части, м
Максимально
допустимая
толщина слоя
рыхлого снега
на проезжей
части, мм
Минимально допустимая
толщина
уплотненного
слоя снега на
проезжей
части*, мм
Допустимая
толщина
уплотненного
слоя снега на
обочинах
(у бровки
земляного
полотна),
мм
Максимальный
срок проведения
работ по
снегоочистке
и ликвидации
зимней скользкости, ч
Федеральные
Более 3000
На всю ширину
20
-
50
4
 
Менее 1000
-«-
30
50
70
6
Региональные
Более 3000
-«-
30
-
60
4
 
1000-3000
-«-
40
-
70
5
 
Менее 1000
-«-
60
50
80
6
Региональные, межмуниципальные с регулярным автобусным движением
Менее 1000
-«-
70
50
120
6
Дороги с допускаемым перерывом движения (сезонные)
Движение нерегулярное
Не
нормируется
Не нормируется
50
200
24-48


 * На грунтовых дорогах и дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд, содержание которых предусмотрено с уплотненным снежным покровом.

Классификация дорог (участков) по снегозаносимости.

Критерием классификации участков дорог по снегозаносимости служит отношение количества снега, отложившегося на дорожном полотне, к общему количеству снега, принесенного метелями к дороге. Оценивать снегозаносимость количеством приносимого снега нельзя, так как снежные заносы — это отложившийся, а не приносимый снег. При одном и том же количестве приносимого снега на участках дорог с разным поперечным профилем и характеристикой прилегающей местности откладывается разное количество снега.

По степени снегозаносимости все участки дорог подразделяют на снегонезаносимые и снегозаносимые.

К снегонезаносимым относят участки дорог, пересекающие лесные массивы, а также сады и кустарники, если их ширина составляет 100... 250 м и более с каждой стороны дороги; проходящие в выемках глубиной более 8,5 м при годовом снегоприносе до 100 м3 на 1 м длины дороги; пересекающие крупные населенные пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; участки насыпей высотой не меньше требуемой по снегонезаносимости.

Снегозаносимые участки дорог подразделяют на три категории (табл. 2).

Районирование территории по условиям зимнего содержания дорог. Широкий размах природно-климатических условий на территории России, от которых зависят характеристики состояния дорог в зимний период и затраты дорожных организаций

Таблица 2

Категория снегозаносимости
Характеристика участка
Вид снежных отложений, которые необходимо удалять
I. Слабозаносимые
Насыпи высотой Нп и Нн пересечения в одном уровне;
насыпи с барьером безопасности
Снегопадные отложения; снежные заносынебольшого объема;
небольшие снежные валы
II. Среднезаносимые
Раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокиенасыпи ниже Нп; пересечения в разных уровнях; дороги, проходящие через небольшие населенные пункты, в районах с интенсивными общими метелями
Снегопадныеотложения; снежные заносы толщиной до 1...1,5 м; снежные валы
III. Сильнозаносимые
Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями, и выпадающий при снегопа­дах; все выемки на кривых
Снегопадные отложения; снежные заносы, толщина которых может достигать глубины выемки

Примечания:

1. Нп — высота снежного покрова; Ни — высота снегозаносимости насыпи.

2. Данные таблицы относятся к заносимым участкам, проложенным по безлесной местности.

3. Незаносимые участки в безлесной местности — насыпи высотой Ни и более, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, откладывающийся при метелях и снегопадах.

4. Участки, проложенные через сплошные лесные массивы, не заносятся при любом поперечном профиле.

на их содержание, вызвали необходимость районирования территории страны по условиям зимнего содержания дорог.

В результате исследований Г. В. Вялобжеского и А. А. Кунгурцева было разработано районирование территории страны по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах с разделением территории на характерные зоны.

В качестве основного признака районирования был принят объем снега, приносимого к дороге в зимний период. Дополнительно учитывалось влияние рельефа местности, продолжительность зимнего периода, количество снежных осадков за зиму, высота снежного покрова и другие природно-климатические факторы.

В результате территория России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах была разделена на пять дорожно-климатических зон (районов):

I — районы легкой снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 60— 100 сут, в отдельных местах до 160 сут в году. Скорость ветра при метелях, как правило, не превосходит 15 м/с, средняя многолетняя высота снежного покрова находится в пределах 15...20 см. Объемы снегоприноса в большинстве случаев не превышают 50 м3/м, только в отдельных случаях доходят до 100 м3/м.

К районам легкой снегоборьбы относят Калининградскую область, южную часть Республики Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Кабардино-Балкарию, Чеченскую, Ингушскую, Северную Осетию— Аланию, южные части Астраханской и Ростовской областей, Читинскую и Амурскую области, юго-западную часть Хабаровского края;

II — районы средней трудности снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 100 —160 сут, а в отдельных местах до 200 сут в году. Объем снегоприноса, как правило, не превышает 150 м3/м.

К районам средней трудности снегоборьбы относят Республику Карелия, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Костромскую, Вологодскую, Смоленскую, Брянскую, Тверскую, Ярославскую, Владимирскую, Московскую, Ивановскую области, южные части Республики Коми и Архангельской области, Кировскую, Пермскую, Волгоградскую, Томскую, Свердловскую, Иркутскую, Челябинскую, Курганскую области, Республику Удмуртия, Тюменскую область (кроме Ямало-Ненецкого автономного округа), северные части Омской, Ростовской, Астраханской, Нижегородской и Калужской областей, северную часть Республики Калмыкия, Хабаровский край (кроме юго-западной части), республики Тува, Бурятия, Саха (Якутия) южнее Северного полярного круга, Приморский и Красноярский края (кроме юго-западной части и Таймырского автономного округа);

III — районы трудной снегоборьбы. В этих районах зимой преобладают сильные ветры и интенсивные метели. Снежные заносы образуются систематически, часто большой толщины и плотности. Объемы снегоприноса достигают 250 м3/м, а в отдельных местах — 400 м3/м.

К районам трудной снегоборьбы относят центральную часть Архангельской области, Тульскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую, Белгородскую, Липецкую, Рязанскую, Тамбовскую, Пензенскую области, республики Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Саратовскую и Ульяновскую области, южные части Нижегородской, Омской, Калужской и Мурманской областей, Новосибирскую и Кемеровскую области, юго-западную часть Красноярского края, Республику Алтай, центральную часть Республики Коми, юго-западную часть Магаданской области, южную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия);

IV — районы очень трудной снегоборъбы. Ветры переносят зимой значительное количество снега, объемы снегоприноса достигают 400... 600 м3/м, в отдельных местах — 1 000 м3/м. Отложения от интенсивных снегопадов или снежные заносы большой толщины систематически образуются на участках большого протяжения.

К районам очень трудной снегоборьбы относят Самарскую и Оренбургскую области, Алтайский край (кроме Республики Алтай), Сахалинскую область, центральную часть Магаданской области, северные части Мурманской и Архангельской областей, северную часть Республики Коми, Камчатскую область (кроме Корякского автономного округа, побережья Камчатского автономного округа и побережья Камчатского полуострова), центральную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), южную часть Ямало-Ненецкого автономного округа.

V — районы особенно трудной снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 220 — 240 сут, а в отдельных местах доходит до 300 сут в году. Скорость ветра при метелях нередко достигает 40...45 м/с, а число суток с метелями доходит до 130 за зиму при продолжительности отдельных метелей до 10 сут и более. Объем снегоприноса составляет до 1 000 м3/м и более.

К районам особенно трудной снегоборьбы относят северную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ, северную часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), побережье Чукотского автономного округа в пределах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей (включая Корякский автономный округ).

Борьба с зимней скользкостью

Работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее действующим требованиям и соответствующее заданному уровню содержания.

Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия:

- профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;

- повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок.
Противогололедные материалы

Для борьбы с зимней скользкостью используют различные ПГМ, к которым относятся:

• химические:

- твердые сыпучие (кристаллические, гранулированные или чешуированные);

- жидкие растворы или рассолы различных реагентов;

• фрикционные:

- мелкий щебень;

- песок;

- песчано-гравийная смесь (ПГС);

-шлак;

- золы уноса;

• комбинированные:

- смесь фрикционных и химических материалов.

Более подробная информация о ПГМ изложена в ОДН 218.2.027-2003.

Способы борьбы с зимней скользкостью

При зимнем содержании автомобильных дорог применяют химический, комбинированный, фрикционный способы борьбы с зимней скользкостью.

Химический способ основан на использовании химических материалов, обладающих способностью при контакте со снежно-ледяными отложениями переводить их в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах.

При химическом способе распределяют чистые ПГМ в твердом (техническая соль, галит, ХКНМ, Биодор и др.) или жидком (ХКМ, Нордвэй, Антиснег и др.) виде с целью предупреждения (профилактический метод) образования зимней скользкости или ликвидации уже образовавшихся снежно-ледяных отложений — снежного наката, стекловидного льда и др.

Применяют химический способ борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах группы А и Б с учетом их функционального назначения и категории.

Фрикционный способ применяют на дорогах (участках) группы В, а также на дорогах, расположенных в регионах с продолжительными и устойчивыми низкими температурами (ниже —20°С) или там, где использование химических ПГМ запрещено.

Комбинированный способ (химико-фрикционный) предусматривает совместное применение химических и фрикционных ПГМ. Этот способ применяют при необходимости срочного повышения коэффициента сцепления и ликвидации снежно-ледяных отложений на автомобильных дорогах группы А, Б и В.

Комбинированный способ (физико-химический) заключается в придании противогололедных свойств асфальтобетонному покрытию путем введения в асфальтобетонную смесь антигололедного наполнителя типа «Грикол», который на поверхности покрытия создает гидрофобный слой, снижающий адгезию снежно-ледяных отложений к покрытию или предотвращающий их образование.

Этот способ применяют на участках автомобильных дорог группы А, подверженных частому гололедообразованию (в горной местности, у водоемов, ТЭЦ, на мостах, путепроводах, эстакадах и др.).

Классификация стратегий работ по зимнему содержанию дорог

— Разместил/а , 26 мартa 2014, 20:09 , отредактировано 03 апреля 2017, 17:04